Но чем больше зарубежных автогигантов выходят на рынок страны, тем тяжелее приходится китайским производителям. Их доходы продолжают падать, рыночная доля сокращается изо дня в день, и необходимость кардинальных перемен в бизнес-стратегии становится все более очевидной.
Нашествие именитых брендов из-за рубежа не оставило китайским автопроизводителям иного выбора, кроме как резко активизировать свои маркетинговые отделы. Многие из них решили воспользоваться шансом и показать на автосалоне в Гуанчжоу свои самые перспективные разработки. Модель "Оли", к примеру, была создана конструкторами китайской компании FAW. Несмотря на поддержку со стороны правительства, "Оли" и многие другие машины китайского производства сдают позиции и проигрывают в конкурентной гонке. Сейчас они занимают около 40% авторынка страны. Почти на 5% процентов меньше, чем еще год назад. В сегменте автозапчастей доля китайских предприятий и того меньше.
Сюэ Бинцзинь, почетный президент, Ассоциация автодилеров Китая:
"Если судить исключительно по цифрам, кажется, что автопромышленность Китая беззаботно процветает. Годовой объем реализации в этом году достигнет 18 миллионов машин. Но изнутри ситуация в этой индустрии предстает совершенно в ином свете. Давление огромное, многие компании поставлены на грань выживания".
Конкуренцию им составляют не только именитые иностранцы, но и соотечественники, а также те, кто себя таковыми позиционирует.
Сюэ Бинцзинь, почетный президент, Ассоциация автодилеров Китая:
"Мы вложили немало времени и средств в продвижение отечественных машин. Иностранные компании этим пользуются, создают совместные предприятия и выводят на рынок свои автомобили, ставя на них ярлык "произведено в Китае". Но это лишь маркетинговая стратегия".
Другие же считают, что за совместными предприятиями будущее. Создание компании-автопроизводителя требует больших первоначальных вложений, поэтому модель развития, при которой зарубежный партнер дает ресурсы и наработки, а производство размещается в Китае, некоторые эксперты считают одной из наиболее эффективных.
Дун Ян, вице-президент, Китайская ассоциация автопроизводителей:
"Это естественная тенденция. Она не только отражает курс Китая на формирование рыночной экономики, но и позволяет эффективнее распределять ресурсы. Думаю, что для совместных предприятий логично выводить на китайский рынок уникальные, разработанные только для него бренды, хотя это и усиливает давление на отечественных производителей".
Эксперты говорят, что проблемы китайских производителей может частично решить новый указ правительства. Он рекомендует всем государственным ведомствам и предприятиям комплектовать свой автопарк продукцией китайских производителей.